В сфере государственного заказа существует два главных субъекта, осуществляющих деятельность в рамках 44-ФЗ. Стоит отметить, что взаимоотношения этих субъектов, к сожалению, не являются такими открытыми и прозрачными, как того хотелось бы. В связи с этим, необходимо не только усилить ответственность этих субъектов за нарушения антикоррупционного законодательства, но и также привлечь внимание общественных организаций, совместно с которыми проводить мероприятия по борьбе с коррупцией.
Какие основные критерии оценки закупки на коррупционную составляющую следует знать?
Существует ряд «серых схем» по которым и происходят главные нарушения законодательства.
Какие это схемы и как они работают более подробно описано ниже.
Схема №1
Ограничение конкуренции на рынке, где существует ограниченный выбор поставщиков путем указания в документации конкретной торговой марки без указания эквивалента такого товара. Часто используется при закупке дорогих автомобилей и предметов роскоши.
Что делает заказчик? Заказчик указывает в документации на поставляемый товар такие его характеристики, которыми может обладать только товар одного производителя.
Что делать поставщику? Выявлять на ранних этапах контракты с указанной конкретной торговой маркой или «заточенными» характеристиками под конкретный товар. Участнику, выявившему такое нарушение необходимо:
- Обратиться к экспертам в данной сфере с целью подготовки заключения о невозможности поставки аналогичного оборудования или товара.
- До подписания контракта подготовить и подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с требованием устранить такое нарушение.
Схема №2
Написание усложненных технических заданий или полное отсутствие конкретных технических характеристик, поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг, осуществляется заказчиком с целью скрыть требования для других поставщиков, тем самым создать сложности при подаче заявки.
Что делает заказчик? В первом случае, заказчик пишет «лаконичные» технические задания к сложным объектам заказа, что не позволяет выявить реальный объем работ, поставки товара и при этом занижает начальную максимальную стоимость контракта. Во втором случае, заказчик намеренно составляет техническую документацию на трехста страницах. Далее конвертирует вордовский документ в формат пдф так, что копирование бывает невозможным. Хотя на самом деле, количество необходимого материала и требования к ним вполне могли вместится и на 20 страницах текстового формата документа. Многие заказчики прибегают к таким хитростям как запароливание документа от возможного копирования, что является грубым нарушением законодательства.
Что делать поставщику? Выявлять технические сложные заказы товаров/работ/услуг/ в документации в которых отсутствуют сведения о технических характеристиках или же такие требования, где заказчик максимально усложняет задачу в определении товара.
- Находить такие технические задания, в которых очень подробно расписаны требования заказчика, что вызывает сомнения в необходимости предоставления таких данных, так как на выполнение работ и главных свойств товара они не оказывают существенного влияния. Например, масса нелетучих веществ в краске должна быть не менее 54.546 и не более 54,551 %.
- На втором этапе рекомендуется до окончания подачи заявок подать запрос на разъяснение положений документации или же направить жалобу в ФАС с требованием устранить нарушение.
Схема №3
Заказчики размещают закупку, ограничивающую российских производителей. Как правило, такие закупки проводятся в сфере организации питания и поставки продовольственных товаров.
Что делает заказчик? Указывает в документации требования о поставке товара из определенного региона, в определенных условиях и определенного качества. Что в свою очередь не только ограничивает российского производителя, но и наносит ущерб целому сектору экономики, сдерживая его развитие. Как правило при этом, стоимость заказа увеличивается за счет того, что закупка иностранного товара будет произведена в иностранной валюте.
Что делать поставщику? Выявлять такие закупки, в которых заказчик явно или косвенно ссылается на желание приобрести продукцию иностранного производителя.
- Проверить такую документацию на наличие требований, ограничивающих отечественного производителя.
- Направить жалобу заказчику и в ФАС.
Схема №4
Проведение конкурса на товар, который не существует на рынке. Заказчики, у которых плохо с фантазией используют более простой вариант. Они присваивают товару несуществующие потребительские свойства или же такой товар давно не производится. Как следствие, товар находится на складах в единичном экземпляре у одного поставщика, что является прямым ограничением антимонопольного законодательства. Данная схема часто используется при поставке технически сложной продукции.
Что делает заказчик? Ограничивает конкуренцию в пользу своего поставщика, путем завышения цены контракта и написания несуществующих требований к продукции.
Что делать поставщику? Выявить такую закупку и проанализировать техническую документацию совместно с экспертами в данной сфере.
- Затем составить аналитическую записку или экспертное заключение о невозможности предоставления товара с данными характеристиками. Уместными будут и официальные письма от главных производителей такой продукции.
- Подготовить и направить жалобу в ФАС с требованием к заказчику об устранении нарушений.
Схема №5
При проведении закупок на сумму свыще 1 млрд. рублей игнорируются требования о проведении обязательного общественного обсуждения.
Что делает заказчик? Увеличивает стоимость начальной максимальной цены контракта, включая в перечень поставляемых материалов, необоснованные пункты. Заказчик, специально усложняя техническую документацию, вводит в заблуждение как потенциальных поставщиков, так и общественников, преследуя цель ограничить конкуренцию.
Что делать поставщику?
- Найти закупку от 1млрд. рублей и отследить на наличие/отсутствие общественного обсуждения на официальном портале закупок
- Провести анализ документации на наличие других нарушений 44-ФЗ
- Заранее провести общественные слушания с привлечением экспертов и независимых специалистов
- В случае выявления нарушений незамедлительно подать жалобу в ФАС на стадии подачи заявок на участие в торгах.