Главные критерии при оценке коррупционной составляющей в государственных закупках. Часть 1

В сфере государственного заказа существует два главных субъекта, осуществляющих деятельность в рамках 44-ФЗ. Стоит отметить, что взаимоотношения этих субъектов, к сожалению, не являются такими открытыми и прозрачными, как того хотелось бы. В связи с этим, необходимо не только усилить ответственность этих субъектов за нарушения антикоррупционного законодательства, но и также привлечь внимание общественных организаций, совместно с которыми проводить мероприятия по борьбе с коррупцией.

Какие основные критерии оценки закупки на коррупционную составляющую следует знать?

Существует ряд «серых схем» по которым и происходят главные нарушения законодательства.

Какие это схемы и как они работают более подробно описано ниже.

Схема №1

Ограничение конкуренции на рынке, где существует ограниченный выбор поставщиков путем указания в документации конкретной торговой марки без указания эквивалента такого товара. Часто используется при закупке дорогих автомобилей и предметов роскоши.

Что делает заказчик? Заказчик указывает в документации на поставляемый товар такие его характеристики, которыми может обладать только товар одного производителя.

Что делать поставщику? Выявлять на ранних этапах контракты с указанной конкретной торговой маркой или «заточенными» характеристиками под конкретный товар. Участнику, выявившему такое нарушение необходимо:

  • Обратиться к экспертам в данной сфере с целью подготовки заключения о невозможности поставки аналогичного оборудования или товара.
  • До подписания контракта подготовить и подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с требованием устранить такое нарушение.

Схема №2

Написание усложненных технических заданий или полное отсутствие конкретных технических характеристик, поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг, осуществляется заказчиком с целью скрыть требования для других поставщиков, тем самым создать сложности при подаче заявки.

Что делает заказчик? В первом случае, заказчик пишет «лаконичные» технические задания к сложным объектам заказа, что не позволяет выявить реальный объем работ, поставки товара и при этом занижает начальную максимальную стоимость контракта. Во втором случае, заказчик намеренно составляет техническую документацию на трехста страницах. Далее конвертирует вордовский документ в формат пдф так, что копирование бывает невозможным. Хотя на самом деле, количество необходимого материала и требования к ним вполне могли вместится и на 20 страницах текстового формата документа. Многие заказчики прибегают к таким хитростям как запароливание документа от возможного копирования, что является грубым нарушением законодательства.

Что делать поставщику? Выявлять технические сложные заказы товаров/работ/услуг/ в документации в которых отсутствуют сведения о технических характеристиках или же такие требования, где заказчик максимально усложняет задачу в определении товара.

  • Находить такие технические задания, в которых очень подробно расписаны требования заказчика, что вызывает сомнения в необходимости предоставления таких данных, так как на выполнение работ и главных свойств товара они не оказывают существенного влияния. Например, масса нелетучих веществ в краске должна быть не менее 54.546 и не более 54,551 %.
  • На втором этапе рекомендуется до окончания подачи заявок подать запрос на разъяснение положений документации или же направить жалобу в ФАС с требованием устранить нарушение.

Схема №3

Заказчики размещают закупку, ограничивающую российских производителей. Как правило, такие закупки проводятся в сфере организации питания и поставки продовольственных товаров.

Что делает заказчик? Указывает в документации требования о поставке товара из определенного региона, в определенных условиях и определенного качества. Что в свою очередь не только ограничивает российского производителя, но и наносит ущерб целому сектору экономики, сдерживая его развитие. Как правило при этом, стоимость заказа  увеличивается за счет того, что закупка иностранного товара будет произведена в иностранной валюте.

Что делать поставщику? Выявлять такие закупки, в которых заказчик явно или косвенно ссылается на желание приобрести продукцию иностранного производителя.

  • Проверить такую документацию на наличие требований, ограничивающих отечественного производителя.
  • Направить жалобу заказчику и в ФАС.

Схема №4

Проведение конкурса на товар, который не существует на рынке. Заказчики, у которых плохо с фантазией используют более простой вариант. Они присваивают товару несуществующие потребительские свойства или же такой товар давно не производится. Как следствие, товар находится на складах в единичном экземпляре у одного поставщика, что является прямым ограничением антимонопольного законодательства. Данная схема часто используется при поставке технически сложной продукции.

Что делает заказчик? Ограничивает конкуренцию в пользу своего поставщика, путем завышения цены контракта и написания несуществующих требований к продукции.

Что делать поставщику? Выявить такую закупку и проанализировать техническую документацию совместно с экспертами в данной сфере.

  • Затем составить аналитическую записку или экспертное заключение о невозможности предоставления товара с данными характеристиками. Уместными будут и официальные письма от главных производителей такой продукции.
  • Подготовить и направить жалобу в ФАС с требованием к заказчику об устранении нарушений.

Схема №5

При проведении закупок на сумму свыще 1 млрд. рублей игнорируются требования о проведении обязательного общественного обсуждения.

Что делает заказчик? Увеличивает стоимость начальной максимальной цены контракта, включая в перечень поставляемых материалов, необоснованные пункты. Заказчик, специально усложняя техническую документацию, вводит в заблуждение как потенциальных поставщиков, так и общественников, преследуя цель ограничить конкуренцию.

Что делать поставщику?

  • Найти закупку от 1млрд. рублей и отследить на наличие/отсутствие общественного обсуждения на официальном портале закупок
  • Провести анализ документации на наличие других нарушений 44-ФЗ
  • Заранее провести общественные слушания с привлечением экспертов и независимых специалистов
  • В случае выявления нарушений незамедлительно подать жалобу в ФАС на стадии подачи заявок на участие в торгах.
comments powered by HyperComments

Новое! Ответим на ваши вопросы по теме статьи в комментариях