Главные критерии при оценке коррупционной составляющей в государственных закупках. Часть 2

Схема №6

Увеличение начальной максимальной цены контракта (НМЦК) часто используется заказчиком с целью получения еще большего отката от своего поставщика.

Что делает заказчик? Увеличивает начальную максимальную цену контракта, при этом справку обоснования цены контракта подделывает или же вовсе не выкладывает на всеобщее обозрение, полагая, что её наличие никто не проверит. При составлении обоснования цены контракта методом сопоставимых рыночных цен, цены от трех компаний заранее подгоняются под необходимый ответ. Реальная методика расчета не используется.

Что делать поставщику?

  • Первым делом необходимо выявить такую закупку, в которой справка о расчете НМЦК не была приложена.
  • Далее необходимо сверить методики расчета НМЦК и провести независимую экспертизу.
  • Направить жалобу заказчику и ФАС с требованием устранения нарушения.

Схема №7

Проведение вместо открытого аукциона конкурс, с целью включить дополнительные показатели и отсеять лишних поставщиков.

Что делает заказчик? Проводит вместо аукциона конкурс по тем группам товаров, которые необходимо закупать только через электронный аукцион, согласно Распоряжения Правительства от 31 октября 2013г. №2019-р, с целью отклонения неугодных поставщиков по качественным характеристикам.

Что делать поставщику?

  • Найти закупки, проводимые в форме конкурса.
  • Проверить наличие товарных позиций, которые должны проходит через открытый аукцион в электронной форме.
  • Составить экспертное заключение о потенциальном нарушении закона.
  • Направить запрос на разъяснения документации заказчику или же составить жалобу в ФАС с требованием внести изменения.

Схема №8

Разделение закупки на несколько лотов, с целью более быстрого проведения торгов в интересах своего поставщика. Как правило победителем является одна компания. Способом определения поставщика зачастую является запрос котировок.

Что делает заказчик? Разбивает общий заказ на несколько разных процедур с целью сокращения минимального срока проведения закупки. Закупка с НМЦК до 3 млн. рублей – 7 дней, а свыше 3 млн. рублей – 15 дней. При этом заказчик завышает цены на отдельные виды работ по сравнению с комплексным проведением закупки.

Что делать поставщику?

  • Выявление одного «подозрительного» заказчика.
  • Анализ всех его контрактов по схожему виду работ (ОКДП) в одном временном промежутке с ценой контракта ниже 3 млн. рублей.
  • Выявление цепочки контрактов, заключенных с одним поставщиком.
  • Составление экспертного заключения о возможности объединения таких закупок в одну.
  • Направление жалобы в ФАС с требованием устранить нарушение.

Схема №9

Объявление тендера по выполняемым или уже выполненным работам еще один излюбленный прием заказчика.

Что делает заказчик? Завышает стоимость контракта с целью ограничения конкуренции. Сокращает сроки исполнения контракта таким образом, что без предварительного технического расчета приступать к работе бессмысленно.

Что делать поставщику? Осуществляется первоначальный поиск такой закупки, в контракте которой установлены подозрительно сжатые сроки.

  • Необходимо сопоставить сроки оказания услуг, выполнения работ и поставки товара, с реальными сроками выполнения такого контракта, исходя из описания технического задания.
  • Провести опрос среди независимых поставщиков таких услуг. На основе результатов опроса необходимо сформировать экспертное мнение и направить жалобу ФАС с требованием устранить данное нарушение.

Схема №10

Ограничение возможности участия субъектов малого и среднего предпринимательства путем увеличения количества разных видов работ, товаров и услуг.

Что делает заказчик? Заказчик объединяет в один лот несколько разных видов работ, что в свою очередь ограничивает конкуренцию и не дает возможности принять участия малым предприятиям. Повышение стоимости контракта и увеличение количества разных работ привлекает только крупные компании, которые имеют финансовый ресурс и опыт работы по разным видам деятельности. На лицо прямое нарушение антимонопольного законодательства.

Что делать поставщику? Для начала необходимо найти закупку, где будут в её наименовании указаны такие словосочетания как, «выполнение комплексных работ», «объединенный(е)».

  • Проверить всю документацию закупки на наличие разных видов работ, товаров и услуг.
  • Определить номера ОКДП (общий классификатор деятельности предприятия) заявленных заказчиком товара.
  • Выявить нарушение и составить список разных групп товаров, работ и услуг.
  • Подготовить жалобу и направить заказчику и в ФАС с требованием устранить нарушение.

Схема №11

Ограничение возможности участия субъектов малого и среднего предпринимательства путем установления завышенных требований к поставщику.

Что делает заказчик? Устанавливает такие требования по обязательному предоставлению поставщиком информации о наличии опыта выполнения работы, лицензий, сертификатов и т.п., которые не относятся к данному виду закупки.

Что делать поставщику? Найти закупки, где установлено требования об обязательном наличии сертификатов, опыта и лицензий.

  • Проанализировать реальную необходимость в сертификации и лицензировании данного вида деятельности.
  • Подготовить экспертное заключение, где будут обозначены завышенные требования заказчика.
  • Подготовить жалобу и направить заказчику и ФАС с требованием устранить нарушение.

Схема №12

Требование большого количества дополнительных документов в сжатые сроки является еще одним коррупционным способом отсечения «лишних» поставщиков.

Что делает заказчик? Устанавливает требования о предоставлении дополнительных документов в кратчайшие сроки для всех участников. При этом своя организация такие документы подготовила заранее. Некоторые документы выдаются органами исполнительной власти в течение месяца. Затем заказчик отклоняет заявки участников в связи с отсутствием «нужной» справки.

Что делать поставщику? Выявить такую закупку, где контракт заключен с единственной допущенной к торгам организацией.

  • Выяснить причины отклонения других участников, а также причины их отказа от участия в контракте.
  • Подготовить жалобу и направить заказчику и ФАС с требованием устранить нарушение.

Заключение

Таким образом, знание основных коррупционных схем и их признаков поможет поставщику и общественным организациям быстро выявить нарушение со стороны заказчика. Такое знание позволит сэкономить время и деньги на подготовку заявки на участие в торгах, а также привлечь нарушителя к ответственности. В современной ситуации, когда встает вопрос о коррупции, то нужно четко понимать, что вся ответственность за эти действия целиком и полностью лежит на том, кто берет. Не стоит надеяться на то, что все заказчики резко станут кристально честными. В связи с этим, публичное раскрытие основных признаков «серых схем» является одной из главных задач нашего общества в борьбе против коррупции.

comments powered by HyperComments

Новое! Ответим на ваши вопросы по теме статьи в комментариях