Итоги государственных и муниципальных закупок в 2015 году и предстоящие нововведения в 2016 году

Прошедший год выдался довольно напряженным, учитывая геополитическую ситуацию в мире, последствия которой были выражены в виде санкций ряда западных стран. Данные санкции заставили руководство страны обратить внимание на положение дел в целых отраслях внутри Российской Федерации. В связи с этим, бюджеты многих отраслей, а с ними и государственных заказчиков были секвестированы. Несмотря на это статистика утверждает обратное.

Согласно аналитическим данным портала государственных закупок общий объем опубликованных закупок по 44-ФЗ в 2015 году составил 6,598 трлн. рублей, что на 500 млрд. рублей больше чем за аналогичный период 2014 года. Следует обратить внимание, что в этом году процедуры государственных закупок были существенно ужесточены.

Итоги 2015 года в госзакупках

Что изменилось в 2015 году?

Основные изменения коснулись государственных заказчиков. С начала 2015 года они должны были в обязательном порядке опубликовать план закупок на ближайшие 3 года до конца текущего года. Затем, заказчики формируют план-график на ближайший год.

С целью обеспечения поддержки отечественных производителей медицинских товаров Правительством РФ было утверждено Постановление от 05.02.2015 года № 102. В данном постановлении утвержден перечень товаров в отношении которых устанавливается ограничение допуска при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Аналогичная ситуация и с Постановление Правительства от 30.11.2015 г. № 1289 «Об ограничении допуска лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств».

В июле 2015 года президент РФ подписал Федеральный закон, устанавливающий полный запрет, на участие в государственных закупках офшорных компаний.

Какие основные нововведения предстоят в 2016 году?

Одним из самых главных нововведений следует считать внедрение единой информационной системы  (далее,- ЕИС). Для обеспечения более оперативного внедрения данной системы Постановлением Правительства от 23.12.2015 года № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» были утверждены правила функционирования ЕИС.

Стоит отметить, что с 1 января 2016 года вступает в силу ст.19 закона № 44-ФЗ, в которой отражены положения о нормировании в сфере закупок. Под нормированием следует понимать требования заказчика к поставке товаров, работ и услуг, которые не приводят к наличию избыточных потребительских свойств материалов, а также не являются предметами роскоши.

Для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства Постановлением Правительства от 29.12.2015 № 1470 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 1224 установлены условия запрета и ограничения допуска товаров, работ и услуг, происходящих из иностранных государств и выполняемых иностранными лицами. Данный запрет применяется в том случае, когда производство товаров, выполнение работ и оказание услуг не находится на территории Российской Федерации и членов Евразийского экономического союза. Данное постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.

Приказом Минэкономразвития от 13.11.2015 № 847 уточнены условия предоставления преференций участником закупок, подтвердивших происхождение товаров из государств- членов Евразийского экономического союза. Для того, чтобы подтвердить происхождения товара участник закупки должен предоставить в составе заявки декларацию с указанием страны происхождения.

Изменения с 1 января 2016 года коснутся и общественного обсуждения закупок у единственного поставщика в случае, если НМЦК (начальная максимальная цена контракта) либо цена контракта превышает 1 млрд. рублей. Данные изменения и новые правила общественного обсуждения закупок отражены в Приказе Минэкономразвития от 30.10.2015 № 795.

С 1 января 2016 года вступает в силу ч. 32 и ч.34 ст. 112 закона № 44-ФЗ согласно которой положения данного федерального закона в отношении закупок товаров, работ и услуг применяются для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В связи с этим, в нынешнем году, следует ожидать увеличения не только объема закупок, но и количества участников размещения заказа.

Можно сделать вывод, что санкции наших «партнеров» заставили многих чиновников взглянуть на положение дел внутри страны, в частности в сфере государственных закупок.

Мы видим, что законодательно укрепляются такие функции управления как: планирование, координация, стимулирование, регулирование и контроль. По мнению многих экспертов в области государственных и муниципальных закупках данные нововведения давно назрели, хотя далеко не факт, что многие из них, на практике, будут трактоваться контролирующими органами, в разных регионах, в равнозначной степени одинаково. К сожалению, такое большое количество постановлений, приказов и других законодательно-нормативных актов только «утяжелит» сам закон для правильного восприятия и однозначного трактования. При этом главная проблема государственных и муниципальных закупок сохраняется. Ограничив возможное негативное влияние из вне, в ближайшие годы необходимо выработать четкий и довольно жесткий механизм по организации контроля и борьбы с коррупционной составляющей на всех этапах проведения закупочной деятельности, в каждом регионе Российской Федерации.

comments powered by HyperComments

Новое! Ответим на ваши вопросы по теме статьи в комментариях